На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Михаил Е
    А разве "в сфере здравоохранения" замена не давно уже идёт 🤣Эксперты назвали ...
  • Валерий
    А кто содержал это здание и довел до такого состояния?Особняк Лю Трахов...
  • Владимир Моргунов
    25 декабря 1991 года АЛКАШ СЛОЖИЛ ПОЛНОМОЧИЯ ПЛЕШИВОГО !!!!25 декабря 1991 г...

От Рокфеллера до фюрера: Алвар Аалто, архитектор в нацистской форме

Однажды в Гарвардском клубе он ждал Лоренса Рокфеллера. И заметил у него на столе книгу в красной обложке. Он ее взял и увидел, что автор — не самый известный писатель Адольф Гитлер. Аалто открыл книгу наугад. И ему в глаза бросилась фраза: «Архитектура — повелительница искусств, а музыка — их королева».

Ему не нужно было читать дальше. (из д/ф «Аалто», реж. Вирпи Суутари, 2020 г.) Поводом для написания этой статьи стал недавний пост писателя-«синемарксиста» Алексея Цветкова о знаменитом финском архитекторе Алваре Аалто — примерно в таком елейном стиле: Солнечная пыль духа танцует в нежно голубом колодце, а в стену из теплого дерева врос метеорит — черная капля космоса в финском лесу, растущем вокруг университета. Лирика лирикой, однако по вопросу Аалто профессиональное сообщество с писателем Цветковым более-менее солидарно. Но вот недавно о нем вышел документальный биографический фильм «Аалто» финского режиссера Вирпи Суутари, который я бы крайне рекомендовала к просмотру и любителям

Однажды в Гарвардском клубе он ждал Лоренса Рокфеллера. И заметил у него на столе книгу в красной обложке. Он ее взял и увидел, что автор — не самый известный писатель Адольф Гитлер. Аалто открыл книгу наугад. И ему в глаза бросилась фраза: «Архитектура — повелительница искусств, а музыка — их королева». Ему не нужно было читать дальше. (из д/ф «Аалто», реж. Вирпи Суутари, 2020 г.) Алвар Аалто (1898 - 1976) Алвар Аалто (1898 - 1976) Поводом для написания этой статьи стал недавний пост писателя-«синемарксиста» Алексея Цветкова о знаменитом финском архитекторе Алваре Аалто — примерно в таком елейном стиле: Солнечная пыль духа танцует в нежно голубом колодце, а в стену из теплого дерева врос метеорит — черная капля космоса в финском лесу, растущем вокруг университета.

Лирика лирикой, однако по вопросу Аалто профессиональное сообщество с писателем Цветковым более-менее солидарно. Но вот недавно о нем вышел документальный биографический фильм «Аалто» финского режиссера Вирпи Суутари, который я бы крайне рекомендовала к просмотру и любителям красивых метафор, и поклонникам хорошей архитектуры, и знатокам политического кино. ААЛТО: новый фильм о главном финском архитекторе Киноа: кино + архитектура9 сентября 2020 Дело в том, что финский режиссер, в отличие от многих российских коллег, не побоялась высказать непопулярную точку зрения на подлинную икону финской культуры XX века. Благодаря фильму многие зрители, а не только историки и исследователи архитектуры, узнали, что Алвар Аалто, мастер волнообразного фасада, автор ряда уникальных проектов общественных зданий, сторонник нового «гибкого» подхода к использованию материалов, — Аалто, которого навязывают молодым архитекторам как неоспоримый эталон гения всех времен, не был, мягко говоря, душкой. И дело даже не в том, что много лет ему приписывали все достижения его талантливых жен Айно и Элиссы, и не в том, что с этими женами он вел себя не самым подобающим образом (хотя в современном западном обществе уже этот факт — супружеские измены и тому подобное — способен превратить даже икону модернизма в кандидата на «отмену»). [img]"[/img] Алвар Аалто со своей женой Айно Алвар Аалто со своей женой Айно Алвар и Айно Аалто во время Второй мировой войны Алвар и Айно Аалто во время Второй мировой войны Фильм рассказывает о таких фактах биографии архитектора, о которых уже неоднократно писали зарубежные исследователи, но которые упорно остаются незамеченными в России, где одна рука открывает табличку Маннергейму, а вторая рука (того же деятеля) в рамках денацификации проводит мирные переговоры. Во время советско-финской войны, как рассказывают в фильме, Алвар Аалто ушел на фронт, его отправили сортировать портянки, и он решил попросить у американского финансиста (и, как оказалось, любителя финского дизайна) Лоренса Рокфеллера прислать аэропланы, а тот в ответ отправил чек на $100 тыс. в поддержку финской армии. [img]"[/img] Сегодня в связи с Украиной много говорится о гражданской позиции — в том числе и архитектора: одни архитекторы подписывают протестные письма, другие возмущаются в соцсетях, призывают к неповиновению. Но вот вам наглядный пример архитектора в военной форме, причем в форме нацистской, и это не одиозный Шпеер, осужденный в Нюрнберге, а человек со светлым лицом и светлыми идеями Алвар Аалто. Антифашизм за 12 минут Киноа: кино + архитектура21 июля 2019 Кстати, несмотря на образ «социального» архитектора, который радеет за простой народ и изо всех сил работает на его благо, настоящая подушка безопасности Аалто, как это показывает Вирпи Суутари в своей картине, — это именно Рокфеллеры и прочие влиятельные круги — как в Финляндии, так и за рубежом (то же пишет и Элина Мелгин в своей книге о пропаганде в Финляндии: успешной карьерой Аалто обязан богатым патронам, а не пресловутой финской традиции): в Хельсинки это была Майре Гулликсен, соучредитель фирмы Artek, в Нью-Йорке Рокфеллер и предприниматель Эдгар Кауфман-мл. Последний пригласит Аалто к проектированию интерьера, мебели и освещения для конференц-зала имени себя в ООН (конференц-зал Эдгара Кауфмана в одном из зданий штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке). Интерьер действительно получился: это прекрасное пространство с фирменной мебелью, скульптурами и изобретательным освещением, придуманными Алваром и его второй женой Элиссой. Другое дело — моральный аспект, о котором очень многие говорят, но принципам которого предпочитают не следовать, ведь на тот момент (а это 1946 год) Финляндия была стороной проигравшей, ни финских, ни немецких архитекторов к проекту для ООН не подпускали, но желание филантропа-спонсора и тут оказалось решающим. Конференц-зал Эдгара Кауфмана в одном из зданий штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке Конференц-зал Эдгара Кауфмана в одном из зданий штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке [img]"[/img] Алвар Аалто и его помощница Элисса Мякиниеми, ставшая впоследствии его женой Алвар Аалто и его помощница Элисса Мякиниеми, ставшая впоследствии его женой Документальный фильм «Аалто» рассказывает и о взглядах архитектора, которых он придерживался во время Первой и Второй мировой войны, — об этом говорится мало, но умному достаточно. Сначала он воевал на стороне антисоветских белофиннов, а потом сочувствовал нацистам. Хотя слово «сочувствовал» в данном случае не вполне корректно. Подробно о деятельности Аалто во время Второй мировой пишет его близкий друг Йоран Шильдт, который еще в 1980-е выпустил его наиболее полную многотомную биографию. Аалто будет сотрудничать с немцами — в частности, он поедет в фашистскую Германию во главе финской делегации с целью перенять опыт немецких коллег-архитекторов (таких, как подчиненный Шпеера Эрнст Нойферт), работавших над внедрением стандартизации в промышленный дизайн и архитектуру. Аалто во главе финской делегации в мастерской Арно Брекера, любимого скульптора Адольфа Гитлера Аалто во главе финской делегации в мастерской Арно Брекера, любимого скульптора Адольфа Гитлера Вообще своих взглядов Аалто не скрывал: он активно солидаризировался с антикоммунистическими настроениями и даже сыграл немаловажную роль в их продвижении. Так, историк архитектуры Ээва Лииса Пелконен пишет, что Аалто публиковался в нацистском журнале «Nordlicht» (в переводе «Северное сияние») — рупоре нацистской пропаганды. В 1942, например, это издание широко освещало визит Гитлера в Финляндию на день рождения маршала Маннергейма: [img]"[/img] В целом, фильм «Аалто» Вирпи Суутари отражает достаточно свежий, незамутненный всякой пропагандой, вполне трезвый взгляд на выдающегося человека — и показывает нам Алвара Аалто более реального, чем его многочисленные «витринные» образцы. Ставьте лайки ? Делитесь с друзьями????Подписывайтесь на канал ?

 

Ссылка на первоисточник
наверх