На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Михаил Е
    А разве "в сфере здравоохранения" замена не давно уже идёт 🤣Эксперты назвали ...
  • Валерий
    А кто содержал это здание и довел до такого состояния?Особняк Лю Трахов...
  • Владимир Моргунов
    25 декабря 1991 года АЛКАШ СЛОЖИЛ ПОЛНОМОЧИЯ ПЛЕШИВОГО !!!!25 декабря 1991 г...

Евгений Глезман: "ЮФО для нас - территория развития и стратегических инвестиций"

Председатель правления "СФТ Групп" - о промышленных инновациях в отрасли упаковки

В мае этого года в Адыгее был запущен новый гофрозавод - "Картонтара-2", который стал третьим предприятием "СФТ Групп" в Южном федеральном округе (ЮФО). Предприятие стало очередным звеном в производственной экосистеме холдинга, работающего по принципу замкнутого цикла.

На старте его мощности составляют 110 млн кв. м гофроупаковки в год, а в перспективе вся площадка в Адыгее выйдет на объем в 350 млн кв. м.

Почему рынок упаковки в России стремительно меняется, как переработка вторсырья становится драйвером развития, и в чем ключ к устойчивости отрасли в интервью "Ведомости Юг" рассказал председатель правления "СФТ Групп" Евгений Глезман.

О развитии и конкуренции

- Общий объем инвестиций в ваши проекты на юге России составит 30 млрд руб. Уже построен гофрозавод, началось строительство новой бумагоделательной машины. Почему был выбран именно этот регион и какова стратегия группы в ЮФО?

- Южный федеральный округ сегодня - это территория с ярко выраженной экономической динамикой. Производство продуктов питания здесь растет быстрее, чем в целом по стране на 6-8%, вместе с этим растет и спрос на качественную упаковку. Наши проекты логично встраиваются в общую картину развития региона: мы не просто строим отдельные заводы, мы формируем современный промышленный кластер полного цикла, замыкающий в себе всю цепочку - от сбора и переработки вторсырья до поставки готовой современной упаковки. Мы планируем объединить не только производственные площадки, а создать экосистему, в которую будут вовлечены смежные отрасли - ритейл, логистика, e-comm направление, площадки по сбору и переработки вторсырья и другие.
Иными словами мы инвестируем не точечно, а стратегически - стремимся заложить основу для долгосрочного роста не только своего бизнеса, но экономики
ЮФО в целом.

Сегодня в регионе у нас работают уже три гофрозавода - один в Таганроге и два в Майкопе, также в Майкопе находится фабрика по производству картона и бумаги для гофрирования "Картонтара", которая в этом году отметила свой 60-летний юбилей.

Здесь же мы начали реализацию нового большого проекта "Оштен", в рамках которого будет построена современная бумагоделательная машина. На данный момент существующие мощности только на 20-30% закрывают потребности наших заводов в этом регионе, остальной недостающий объем картона мы компенсируем за счет Каменской и Алексинской фабрик. Проект "Оштен" позволит значительно оптимизировать логистику и в перспективе сэкономить до 1 млрд руб. в год, поддерживая при этом принципы замкнутого цикла.

Как я уже отмечал ранее, в контур южного промышленного кластера будут входить и предприятия по переработке и заготовке вторсырья, здесь мы запланировали серьезное расширение сети производственно-заготовительных площадок (ПЗП), что будет обеспечивать устойчивую сырьевую базу.

Еще одним важным фактором при выборе направления развития стали благоприятные условия, сложившиеся в Республике Адыгея. Мы видим, что глава региона Мурат Кумпилов последовательно и активно работает над привлечением инвестиций в регион, создавая комфортную среду для бизнеса. Его открытость к диалогу и нацеленность на результат формируют высокий уровень доверия.

- Какую долю рынка вы рассчитываете занять за счет запуска новых производств на юге и удвоение мощностей? И каков срок окупаемости этих инвестиций?

- Россия слишком большая, чтобы считать ее единым рынком в упаковке, поэтому мы традиционно анализируем его по регионам. В ЮФО на сегодняшний день наша доля составляет порядка 28%, с учетом ввода новых мощностей она вырастет до 40%. Если все-таки смотреть на объемы в рамках всей страны, то наша компания занимает около 8%. Рынок гофроупаковки очень емкий, он растет каждый год на 3−4%. После увеличения производственных мощностей и учитывая общий рост отрасли наша доля составит порядка 14%.

Что касается окупаемости, то реализовать проекты стоимостью 30 млрд руб. в нынешней экономической ситуации с привлечением банковских кредитов было бы крайне сложно, а может быть и невозможно. С учетом действующих ставок на уровне 25% срок возврата инвестиций превысил бы 20 лет. Мы же инвестируем собственные средства, что дает нам большую гибкость и управляемость проектом. Но даже с учетом этого, срок окупаемости составит не менее 10 лет.

Евгений Глезман

российский бизнесмен, председатель правления "СФТ Групп"

- СФТ Групп имеет предприятия и в других регионах России, есть ли планы по расширению там?

- Конечно, мы продолжаем развивать производство в Тульской области: в планах построить вторую очередь гофрозавода в Алексине. Также мы рассматриваем установку еще одной бумагоделательной машины на этой же площадке. Продолжается модернизация предприятий в Тверской области, планируем расширение сети производственно-заготовительных площадок в центральном и северо-западном регионах. Но все-таки 80% наших инвестиций и усилий в ближайшие 3-5 лет будут сосредоточены в Адыгее. Мы строим здесь опорную точку для всего юга страны.

- У вас есть предприятие в Таганроге, насколько вам интересна Ростовская область с учетом ее близости к новым регионам, или достаточно тех проектов, которые будут в Адыгее?

- Да, все верно, в Ростовской области давно работает "СФТ Пакеджинг Таганрог" - наш филиал по производству упаковочных решений из гофрокартона. Сейчас мы завершаем проект, который называется "Таганрог-200", он подразумевал под собой модернизацию производства и выход на объем производства - 200 млн кв. м гофроупаковки в год. Проект включает в себя как серьезные инфраструктурные обновления, так и значительные инвестиции в оборудование. После завершения запланированных работ площадка выйдет на максимальный производственный потенциал. И конечно, мы смотрим в сторону новых регионов, изучаем процессы взаимодействия, более того, уже производим пробные поставки. Учитывая выгодное географическое положение, мы считаем, что именно Таганрог может стать той стратегической точкой, откуда мы сможем снабжать упаковкой развивающуюся промышленность новых территорий.

- Вы сказали, что рынок по производству упаковки достаточно емкий, насколько велика здесь конкуренция? Как она изменилась с 2022 г., когда Россию начали покидать зарубежные игроки?

- В отрасли гофроупаковки преобладает локальная конкуренция. В России насчитывается около 360−370 предприятий, из которых ТОП-10 производят около 60% отечественной упаковки. Это зрелые компании с хорошим контролем качества продукции, передовым оборудованием, поэтому рынок достаточно высококонкурентный. При прочих равных, преимущество на стороне того, кто умеет работать с издержками, быстро принимает решения и оказывает хороший сервис.

Что касается санкций, то я считаю, что они не слишком повлияли на конкурентную среду в нашей отрасли. Ранее стандарты качества на российском рынке упаковки буквально диктовались нам международными (транснациональными) компаниями. Головные офисы таких компаний определяли конкретные требования, и наша основная задача заключалась в том, чтобы этим требованиям соответствовать. Компании, которые могли обеспечить необходимый уровень качества, занимали лидирующие позиции. После 2022 г. объем рынка, в целом, остался прежним, но теперь именно российские производители начали формировать и отслеживать стандарты качества самостоятельно.

- Как при этом меняется качество упаковки в России?

- Сегодня более 70% картонов, которые потребляются в России, производится из макулатуры и только около 30% потребления составляют картоны из первичного сырья - древесины. И это очень хороший показатель, отражающий эффективность бизнес-модели циклической экономики. Для сравнения, еще 20 лет назад, произведенный из макулатуры картон называли "тряпочкой", из-за невысоких потребительских свойств. Сегодня ситуация значительно изменилась. Российские производители освоили технологии, позволяющие выпускать продукцию из вторсырья, по качеству практически не уступающую первичному материалу, с физико-механическими свойствами, сопоставимыми с крафтом. Другими словами, нам не нужно вырубать деревья - возобновляемые ресурсы обеспечивают отрасль устойчивой сырьевой базой.

Хочу также отметить, что сегодня производители упаковки должны думать и о других важных характеристиках. Все более востребована упаковка, обладающая многофункциональными транспортно-потребительскими качествами. В ней продукт не только перемещается в транспорте, но и часто попадает на полки, непосредственно в руки потребителя. Это значит, что современная упаковка должна быть не только прочной, но и визуально привлекательной - с многоцветной печатью, отвечающая задачам маркетинга, помогающая в продаже продукта. Качество и свойства упаковки влияют не только на транспортировку и сохранность, но и на восприятие бренда, на позиционирование российского товара на полке.

"Управлять бумагоделательной машиной не легче, чем космическим кораблем"

- А что сегодня происходит с оборудованием для отрасли, есть ли сложности с поставками? Можно ли говорить о его производстве в России?

- До недавнего времени все бумагоделательные машины, которые запускались в России, поставлялись преимущественно европейскими производителями. В нашем случае, в условиях санкционного давления, нам пришлось взять паузу почти на два года, чтобы детально переоценить ситуацию и адаптировать проект "Оштен" под оборудование китайских производителей.

В итоге глубокого анализа мы пришли к выводу, что у нас накоплено достаточно опыта и понимания работы со скоростными бумагоделательными машинами, чтобы совместно с китайскими партнерами создать технологическую линию, которая будет полностью отвечать нашим задачам. По своим функциям и характеристикам она не будет уступать оборудованию от европейских стран. Санкции оказались нам не страшны. "Оштен" - станет нашим первым проектом, реализованным полностью на китайском оборудовании, который смело можно будет назвать "европозамещением".

Однако, без тех компетенций, которые сформировались у команды за годы работы, проект был бы невозможен. Это серьезный вызов, потому что управлять бумагоделательной машиной ничуть не легче, чем космическим кораблем. Это сложнейшая инженерная система, требующая глубокой экспертизы и слаженной командной работы. При других обстоятельствах только обучение для работы на таком оборудовании могло бы занять от трех до пяти лет.

Говоря о развитии наших предприятий по гофропроизводству в России, важно отметить, что история многих из них начиналась еще в советские времена и строилась на прежнем потенциале. Мы приобретали советские предприятия и по максимуму модернизировали их. Сегодня их ресурс почти исчерпан, и мы переходим к новому этапу - это строительство совершенно новых, современных роботизированных производств. "Картонтара-2" в Майкопе один из примеров такого предприятия. Заводы, которые мы строим сегодня должны быть актуальны следующие 50-60 лет.

- Одна из ключевых проблем, с которой сегодня сталкиваются практически все отрасли экономики - это кадровый голод. Как справляетесь?

- Пожалуй, один из самых эффективных способов решения этой проблемы - это роботизация производства, которая позволяет минимизировать вовлечение линейного персонала в производственные процессы и повышать эффективность работы. Благодаря современным технологиям, люди не участвуют в конвейере, не соприкасаются с продукцией, это обеспечивает не только высокий уровень точности и безопасности, но и повышает производительность труда в 2,5 раза. Таким образом, последовательные инвестиции в роботизацию производства в течение трех лет позволят нам полностью исключить ручной труд на некоторых этапах производственного процесса, там, где это возможно.

Без учета низкоквалифицированного персонала текучка кадров в нашей компании сегодня меньше 3%. Мы уверены, что это стабильный коллектив, который накапливает опыт и развивает его внутри компании. Мы уже давно ощущаем тренд на формирование "рынка работника", и отвечаем на него стараясь развивать программы по удержанию кадров, объединению и вовлеченности через общие ценности, без четкого стратегического плана развития этого не добиться.

И конечно мы понимаем, что реализовать высокотехнологичные проекты без системных знаний и непрерывного обучения кадров просто невозможно. Поэтому мы ведем работу по созданию "Отраслевого университета" - цифровой платформы, где мы намерены консолидировать существующую базу знаний российских профильных ВУЗов и международных, в частности Пекинского университета.

Наличие такой цифровой платформы, библиотеки знаний и образовательных модулей позволит нам обучать молодых специалистов, независимо от сферы деятельности, из которой они пришли, а главное, повышать квалификацию действующих сотрудников. Кроме того, на базе платформы мы сможем формировать так называемый кадровый резерв, в том числе и управленческий.

Сегодня отрасль онлайн-образования стала настолько развитой и профессиональной, что вполне способна помогать в решении кадровых вопросов.

"Увеличение сбора вторичных ресурсов на юге - часть долгосрочной стратегии"

- Вы говорили об эффективности бизнес-модели циклической экономики. Достаточно ли сырьевой базы, которую вы получаете таким способом?

- Модель замкнутого цикла отлично себя зарекомендовала, как с точки зрения логистики, так и обеспечения сырьевой базой. Иными словами, вся цепочка по созданию упаковки концентрируется в одних руках. Уже сегодня 80% перерабатываемой макулатуры мы собираем самостоятельно и перерабатываем на своих производствах. Более 500 000 т в год вторичных ресурсов проходит через наши предприятия.

Ранее я уже рассказал, что помимо строительства новой бумагоделательной машины в южном регионе, мы запланировали создать обширную сеть производственно-заготовительных площадок, которые должны появиться в каждом большом городе Южного федерального округа.

Каждая такая площадка - это, условный логистический центр, который тесно взаимодействует с бизнесом и собирает вторсырье с маленьких магазинчиков, крупных торговых сетей, гостиниц и других предприятий. На площадке вторсырье сортируется на разные фракции из чего получается готовый продукт, который дальше можно отправлять на производство и перерабатывать.

О компании

"СФТ Групп" - вертикально-интегрированный холдинг замкнутого цикла. География присутствия - 10 регионов России.
Совокупная производительность предприятий холдинга обеспечивает выпуск 510 000 т картона и бумаги в год и 740 млн кв. м гофроупаковки.
Ежегодно заготавливается 510 000 т макулатуры. По итогам 2024 г. выручка холдинга достигла более 54 млрд. руб.

Тем самым, мы планируем существенно поднять собираемость вторичных ресурсов на юге. Наша главная задача - это обеспечение собственной сырьевой безопасности и, конечно, снижение затрат.

Дивизион вторичных ресурсов компании "СФТ Групп" сегодня включает в себя девять производственно-заготовительных площадок в Московском регионе, уже к концу года их будет 12. В Санкт-Петербурге работает пять площадок, на юге России их пока три: две в Краснодаре и одна в Ставрополе. До конца 2025 г. мы планируем открыть еще четыре новых ПЗП в городах Южного федерального округа. В дальнейшем будем стремиться к тому, чтобы открывать минимум по три площадки ежегодно.

При этом часть объектов будет работать по франшизе, где закупка вторичных ресурсов будет осуществляться по рыночной цене, чтобы обеспечить прозрачность и устойчивость системы.

- Тем не менее, мы понимаем, что рынок переработки вторичных ресурсов очень сложный, особенно с учетом того, что система сортировки пока не совершенна.

- Именно поэтому, на наш взгляд, самый высокий потенциал для увеличения сбора "чистого" вторичного сырья - это активная работа с населением, управляющими компаниями, домохозяйствами. Я знаю многих людей, которые говорят, что дома собирают мусор раздельно, выносят его на улицу, а там... один бак! Если не разделить мусор изначально, он уходит на полигон и попросту уничтожается. И в этом состоит самая большая сложность - не дать макулатуре смешаться с другими отходами.

Мы формируем партнерскую сеть и прорабатываем эффективные механизмы взаимодействия с управляющими компаниями. Один из наших приоритетов - вовлечение населения в культуру раздельного сбора, начиная с самого раннего возраста.

Уже более 13 лет у нас работает проект "Бумажный бум", ориентированный на школьников. Его цель - привить и повысить экологическую культуру и грамотность молодежи, вовлекая подрастающее поколение в практику раздельного сбора отходов, в первую очередь это сбор макулатуры. Мы хотим, чтобы дети воспринимали это не как обязанность, а как осознанный вклад в сохранение природных ресурсов.

Для нас важно сформировать у молодого поколения философию бережного отношения к окружающей среде - той самой вовлеченности, которую когда-то вдохновенно формировала советская система.

Сегодня макулатура - это уже не мусор, это полноценный ресурс, который позволяет сохранять леса, улучшать экологическую обстановку, а также быть стабильной сырьевой базой, что полностью отвечает целям и задачам Национального проекта "Экология", направленного, в том числе, на решение проблемы утилизации и переработки отходов.

В 2024 г. наша компания полностью перешла на использование вторичных ресурсов в производстве упаковки и мы убеждены, что современное промышленное предприятие в России должно быть не только экономически эффективным, но и социально ответственным, и конечно, ориентированным на будущее.


Юлия Смолянова

Ссылка на первоисточник
наверх