На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Alex Zim
    Извините, претензии снимаю; не вышел на первоисточник.Удивительные здан...
  • Alex Zim
    Очень неумно смешать все подписи под фото в одну кучу. даже с нумерацией; явное неуважение к подписчикам.Удивительные здан...

Рене Магритт и картины с магическим миром

Биография и картины Рене Магритта (Rene Francois Ghislain Magritt) оставили столько загадок, что искусствоведам хватит работы ещё не на одно десятилетие. Наряду с «Постоянством памяти» Сальвадора Дали (Salvador Dali) шедевры бельгийского художника «Сын человеческий» и «Вероломство образов» стали знаковыми образами сюрреалистического движения, Рене Магритт также предвосхитил появление поп-арта и концептуализма в искусстве. Тем не менее он, будучи одним из столпов сюрреализма, не признавал такого определения своего творчества и просил называть себя «магическим реалистом».

Трудная юность Рене Франсуа Гислен Магритт появился на свет в 1898 году, во франкоговорящем регионе Бельгии — в семье коммерсанта и модистки. Отец Магритта был беспокойным человеком, и семья часто переезжала из города в город. Впоследствии Магритт не раз упоминал о нелюбви к путешествиям и переменам, родившейся из-за этих переездов. В возрасте 14 лет подросток получил психологическую травму, оставившую глубокий след в душе: страдавшая от депрессии мать утопилась в реке Самбре. Рене Магритт, говоря об этом трагическом событии биографии, не мог определить: было ли реальным воспоминание о том, как белая ночная сорочка закрыло лицо матери, когда её вытащили из воды, или он сам домыслил эту деталь. Однако на некоторых произведениях живописца можно увидеть скрытые тканью лица («Влюблённые», «Изобретение жизни», «Суть дела») или сюжеты, предполагающие утопление («Коллективное изобретение»).

Начало пути. Становление

В 1916 году юноша переехал в Брюссель, чтобы начать обучение в Королевской Академии искусств. Во время Первой Мировой войны многие университеты закрылись, и Академия стала средоточием студенческой жизни. Магритт сблизился со студентами-литераторами и общение с их кругом оставалось его пожизненным предпочтением. В 1922 году, после прохождения военной службы, он женился на Жоржетте Бергер, с которой познакомился, когда ему было 15 лет. Супруга стала главной его моделью, Рене даже работать предпочитал не в студии, а на кухне, чтобы быть ближе к ней. Содержать семью помогала должность дизайнера на фабрике обоев, молодой художник также не пренебрегал подработками, рисуя обложки для нот, рекламные постеры, киноплакаты.

Вскоре Магритт заинтересовался искусством итальянского живописца Джорджо де Кирико (Giorgio de Chirico): тем, как тот смело объединял несовместимые объекты реальности, закладывая основы стиля анахронизм. Он примерялся ко многим из стилистических методов де Кирико, экспериментировал с коллажами, сопоставлением идентифицируемых объектов и созданием двойных образов. К концу 1920-х годов стиль Магритта сформировался окончательно. Когда группа художников, писателей и поэтов в Париже объединилась вокруг Андре Бретона (Andre Breton), основоположника сюрреализма, к ним примкнул и Магритт, хотя и не подпал под обаяние идей психоанализа. В его версии сюрреализма главная роль отводилась не визуализации образов подсознания, а парадоксальному изображению обыденных предметов в нестандартном контексте.

Через три года художник вернулся в Брюссель, где и прожил до кончины, последовавшей в 1967 году. Настоящая слава пришла к нему лишь в последнее десятилетие жизни. А ещё спустя полстолетия — имя Рене Магритта звучит как гарантия успешности аукциона. В феврале 2020 года живописец, пусть и посмертно, стал настоящим триумфатором торгов Christie. Работа «Навстречу удовольствию» ушла с молотка за $24,6 млн, две других работы проданы почти за $5 и 3,9 миллиона долларов.

«Это не…»

Художник на протяжение жизни возвращался к теме не-тождественности реального и изображаемого мира, настойчиво стремясь разобраться: что есть образ и как именно он воздействует на зрителей. «Это не яблоко», «Это не трубка», — пояснял он свои работы и тем самым обозначал разницу не только между натурой и её отображением на холсте, но и между визуальным и вербальным образами. На вопрос «Почему не трубка», автор отвечал встречным вопросом: «А вам удастся набить её табаком? То-то! Напиши я, что это трубка, я бы солгал…». Изображение курительной трубки узнаваемо для людей, говорящих на разных языках. Само же слово «трубка», написанное и произнесённое по-французски, вряд ли будет понято человеком, не знающим языка. Таким образом Рене Магритт подчёркивал универсальность зрительного образа по сравнению с вербальным. Произведение изобразительного искусства не нуждается в переводах на разные языки, но зрители всё же нередко требуют пояснений. Не это ли имел в виду автор, давая название «Вероломству образов»?

Художник, остановивший время

«Остановленное время» (варианты перевода — «Пронзённое время», «Застывшее время») наглядно демонстрирует творческий метод автора, полагавшего, что сознательное сочетание несочетаемых объектов может выявить суть и тайную связь вещей, которые часто упускаются из виду. В «La Duree poignardee» мы видим локомотив, выезжающий из каминного портала, словно из железнодорожного туннеля. Объясняя свой замысел, Рене Магритт писал: «Я решил нарисовать поезд. Для того, чтобы уравновесить загадку его появления, добавил к нему знакомый образ камина в столовой, лишённый всякой таинственности». Пар из трубы уменьшенного локомотива уходит в дымоход, реалистичность изображения такова, что невольно ожидаешь громкого гудка паровоза. При этом в зеркале на каминной полке отражаются часы и лишь один из двух подсвечников.

Магритт считал, что зеркала создают загадку в том смысле, что являются ложным отражением реальности, и часто включал их в сюжет. Произведение подтверждает общность манеры Магритта и де Кирико: плавные мазки, чёткие тени и тёмная палитра напоминают работу последнего «Завоевание философа».

Невозможно сказать — «одна из самых загадочных картин мастера»: все его работы несут в себе скрытый смысл. И это касается не только собственно живописных шедевров, но и их названий: Магритт считал, что артионимы не являются объяснением изображения, а сам холст или графика не должны иллюстрировать название картины. Но они коррелируют друг с другом, тем самым воздействуя на зрителя, заставляя по-новому взглянуть на произведение искусства. Спасибо за внимание! Ставьте нравится, если нравится! Подписывайтесь на канал! 

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх