На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Alex Zim
    Извините, претензии снимаю; не вышел на первоисточник.Удивительные здан...
  • Alex Zim
    Очень неумно смешать все подписи под фото в одну кучу. даже с нумерацией; явное неуважение к подписчикам.Удивительные здан...

Руслан Мазлоев: «Большое счастье делать то, что доставляет удовольствие мне самому и нравится людям»

Циновки из рогоза — арджэны многие века использовались в черкесских жилищах как в быту, так и в качестве украшений. Но со временем они исчезли из обихода. Полузабытое древнее ремесло возрождает художник из Нальчика Руслан Мазлоев. Он не только освоил технику плетения арджэнов, но и превратил классические циновки в настоящие арт-объекты, которые пользуются спросом по всему миру.  — Руслан, расскажите, как начинался ваш творческий путь?— Мне было шесть лет, когда моя мама впервые научила меня плести классические циновки — арджэны. Уже тогда я начал делать свои первые небольшие работы из рогоза, потом стал помогать маме собирать материал и подготавливать его. Тогда и освоил весь процесс и уже мог самостоятельно работать над циновками. После школы поступил в Институт дизайна в Нальчике, а потом получил еще одно образование по направлению декоративно-прикладного искусства. Я много чем увлекался — ювелирным делом, керамикой, гобеленами. Но в какой-то момент мне пришлось выбирать, потому что всем этим одновременно заниматься невозможно. Остановился на циновках, возможно, это было связано с мамой и ее вкладом. Но все те направления, которые я изучал, мне помогают до сих пор, потому что без живописи, рисунка и композиции делать такие работы в принципе невозможно.— Сейчас вы преподаете живопись в колледже искусств. В каком направлении больше всего нравится работать?— В моем институте не было узкой направленности в обучении. Наши преподаватели показывали нам все течения, которые есть в мире, — кубизм, реализм, абстракционизм, пуризм и прочие. Мы изучали все и много работали в этих направлениях. Мне ближе всего был кубизм, но, конечно, каждый добавляет что-то свое в рисунок. Нас так учили, и сейчас я по той же методике преподаю своим ученикам: главное — не просто научиться рисовать, а найти свой стиль и привнести характер в работу.— Есть ли у вас ученики, которым интересно плетение циновок?— Есть ребята, которых я обучаю плетению, и у них уже есть все необходимые знания для того, чтобы заниматься этим самостоятельно. Но я не могу быть уверен, что вот именно этот ребенок продолжит развиваться в этом направлении. Обычно, когда дело доходит до сбора рогоза, желание у них пропадает, не каждый к такому готов. Но я буду очень счастлив, если у меня появятся единомышленники. Потому что у меня свой взгляд, свой подход. И если представить, что этим занимаются три-четыре человека и все по-разному смотрят на создание работы, — это же здорово! Это моя мечта, и я буду делать все возможное для ее реализации.— Вас кто-то обучал разным техникам плетения?— Азы плетения мне дала мама, но тому, что я делаю на сегодняшний день, никто не учил. Практически каждый год на протяжении многих лет я делаю персональные выставки, и невозможно каждый год делать одно и то же. Поэтому стал пробовать новое, менять направления. Многие говорят: «Если ты нашел свое, продолжай двигаться в одном направлении». Но я считаю, если ты не находишься в поиске чего-то нового, то зачем этим тогда заниматься? Я всегда экспериментирую с цветом, объемом, и те работы, которые в дальнейшем представляю, кардинально отличаются от предыдущих.— Откуда черпаете вдохновение и идеи?— Я очень люблю природу, часто выезжаю за город и просто наблюдаю. Многое можно увидеть, если обращать внимание на мелочи и детали. Иногда при просмотре фильма что-то зацепит, появляется идея. Я никогда намеренно не ищу идеи — когда постоянно работаешь, они приходят сами по себе. Еще помогают в этом выставки: когда проводишь их постоянно, то видишь, как нужно делать, куда себя направлять. Поэтому на протяжении почти 15 лет я практически не искал никаких идей, они появлялись сами. Это, наверное, мечта любого художника, когда не приходится искать вдохновение.— Процесс создания циновок... Каков он?— Все начинается со сбора материала. Это рогоз, болотное растение. В России его очень много, особенно там, где есть реки и озера. Всего существует 27 сортов рогоза, но у нас в Кабардино-Балкарии их семь. Собираю летом, обычно все три месяца. Многое зависит от места произрастания, потому что в одном месте рогоз может на месяц раньше созреть, в другом — на месяц позже. Процесс довольно непростой: помимо того, что иногда нужно далеко заходить в болото, приходится порой и змей разгонять. Но я знаю, как себя вести в разных ситуациях, я с детства этому научен. В селе, где я рос, очень много рек и озер, и змеи там повсюду. Ты волей-неволей учишься с ними обращаться. Один раз я зашел на 100 метров в болото, собираю рогоз и вдруг слышу какие-то непонятные звуки, хруст какой-то. Подхожу, отодвигаю камыши, а там сидят кабаны. Конечно, когда я их увидел, сразу же оттуда ушел. Потому что если они там со своими детенышами, то могут напасть на человека. Все эти знания с опытом приходят.— Есть ли специальное снаряжение для сбора рогоза?— Нет, я хожу в простой одежде и кедах. Обычно сбором занимаюсь с утра до вечера, а летом невозможно постоянно находиться, например, в высоких сапогах и плотной одежде. С собой беру серп — это самый удобный инструмент для сбора. А так никакой специальной экипировки у меня нет.— Как проходит процесс подготовки материала для будущей циновки?— После сбора идет чистка, она занимает 3 дня. Рогоз растет кустами по 10-12 штук, их приходится разъединять — боковые отдельно, серединные отдельно. Середина считается лучшим материалом, а боковые — уже второй и третий сорт. Затем сушу материал — в нашем доме есть специальные места, где я его развешиваю. Если погода стоит солнечная, то за 3-4 дня материал полностью высыхает. После сушки рогоз разрезается на равные по длине и ширине части, а затем замачивается на полчаса. От этого материал становится очень мягким и эластичным, ему можно придать любую форму. В нашем доме в селе есть большой чердак, после сушки я складываю весь материал туда, а когда нужно, могу приехать из города и взять, сколько потребуется для работы. Обычно запасаюсь на 2 года вперед, потому что, к примеру, при засухе рогоза очень мало, тут лучше перестраховаться.— Отличается ли процесс сбора рогоза для работ разной техники и цвета?— Да, для объемных работ нужен более мягкий материал, который я собираю отдельно. Лучший материал растет в недоступных местах. Иногда, чтобы достать его, приходится чуть ли не по горло заходить в болото. Чтобы получить зеленый цвет, рогоз сушат в тени, чтобы белый — на солнце. Для коричневого цвета материал собирается осенью, а для получения черного цвета высушенный рогоз нужно закопать в болото и подержать его там 2-3 недели. В зависимости от времени можно получить разные оттенки черного и серого.— Материал собран, подготовлен. Начинается творческий процесс...— Так как я всегда экспериментирую в своих работах, невозможно пошагово описать процесс, он всегда разный. Если работа объемная, то делаю каркас из дерева, бумаги папье-маше, иногда из огнеупорной пены. Затем начинаю вить веревки из рогоза, а дальше по-разному — где-то сшиваю их, где-то склеиваю между собой. Все зависит от того, какой объект буду делать. Обычно начинаю с эскиза в карандаше, но когда приступаю к реализации, то всегда меняю что-то. Материал сам диктует тебе, как будет выглядеть итоговая работа. Иногда бывает так, что только 50 процентов из того, что я нарисовал, совпадает с итогом, и это абсолютно нормально.— Что самое важное для вас в вашем творчестве?— Для меня важно сделать цельный проект, в который войдет множество работ. Никогда не считал количество проведенных выставок, делаю их просто так. Кто-то делает для имени, для продаж, но я просто работаю и развиваюсь для себя. Говорят, что художник должен работать для людей, и тогда они будут покупать работы. Я же просто занимаюсь любимым делом и никогда не думал о продажах. Это здорово, когда ты встаешь рано утром и тебе хочется быстрее прийти в мастерскую и начать делать новую работу или закончить уже начатую и посмотреть на результат. Не знаю, сколько арджэнов осталось в мастерской после прошлых выставок. Их быстро разбирают. Очень часто я отправляю циновки в Москву, Санкт-Петербург, Германию, США... Большое счастье делать то, что доставляет удовольствие мне самому и нравится людям. Конечно, это вдохновляет и дает силы для дальнейшей работы.СправкаВ Северокавказском филиале Государственного музея Востока работает персональная выставка Руслана Мазлоева «Путь». В экспозиции представлено 35 произведений декоративно-прикладного искусства. Это солярные знаки-символы, абстрактные живописные и графические полотна, переосмысление вечных мотивов в искусстве и полотен Ван Гога, а также объемные арт-объекты. Посетить выставку можно до 21 мая.  Источник: Газета Советская Адыгея

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх